Нетоскоп/Тема/27.04.2001
http://www.netoscope.ru/theme/2001/04/27/2161.html
Через тернии к Гибсону
Ленка Виноградова
lenka@netoscope.ru


27.04.2001

Российские писатели упорно пытаются создать что-то в области околокиберпанка. В марте вышла книга Владимира Тучкова "Танцор", написанная в жанре "виртуального романа". Главы книги называются апплетами и нумеруются в двоичной системе.

В начале марта 2001 года на книжных прилавках появилась книга "Танцор: Ставка больше, чем жизнь", написанная Владимиром Тучковым, международным обозревателем сайта Vesti.ru.

Владимир Тучков, как сказано в послесловии к книге, - поэт и прозаик, лауреат премий журналов "Мир Жванецкого", Международного Тургеневского фестиваля малой прозы, а также литературного интернет-конкурса "Тенета-Ринет". Его цикл рассказов "Смерть приходит по Интернету" назван Академией российской словесности одним из наиболее значительных произведений 90-х годов.

"Танцор" написан в жанре виртуального романа. Виртуальность его заключена не только в содержании, но и в названиях глав романа – они называются "апплеты" и нумеруются в двоичной системе.

Фабула романа такова: в Москве началась большая виртуальная игра, которую большая часть интернет-пользователей считает выдумкой устроителей, полагая, что она происходит только в Интернете. Однако игроки выполняют задания публики и в реальном мире, причем задания эти порой весьма своеобразны: скажем, пойти и убить выбранного человека.

Организаторы игры втягивают в нее главного героя, который до этого был наемным танцором в ресторане и не имел никакого понятия об Интернете. В случае отказа от Игры Танцору грозит смерть, однако и участие в игре тоже предполагает летальный исход. Умирать ему не хочется, поэтому он решает бороться с теми, кто его "нанял". По ходу действия в события вмешивается Управление "Р", сотрудники которого, признаться, выведены не то, чтобы полными идиотами, но близко к тому. Хуже них, пожалуй, только изображенные автором налоговики.

В общем, разгорается борьба, в которой с одной стороны оказывается Танцор и его подруга-хакерша Стрелка, с другой – таинственный Администратор, который присылает Танцору письма по электронной почте, а с третьей – единственный умный сотрудник Управления "Р" Алексей Осипов. Чем все закончится? Почитайте.

Действует в романе и сообщество хакеров – куда же в виртуальном романе да без хакеров? Впрочем, описаны они хоть и с юмором, но дружелюбно. Зато с некоторым омерзением преподносятся соперники Танцора по игре. Игроки получились нарочито примитивными, прямолинейными, очень похожими на виртуальных личностей (хотя мы-то знаем, что хороший виртуал может быть настолько многогранным, что даже начать жить своей отдельной от автора жизнью). Против них и бороться-то как-то не стыдно, и ногами их пинать как-то не жалко – все равно ненастоящие.

Наверняка в этом романе есть масса аллюзий, которые непонятны непосвященным, вроде меня. Ну, созвучие описанного в романе провайдера Ranet с благополучно существующим Rinet я не пропустила. А в остальном узнавания не произошло. То ли не вчиталась пока, то ли намеки эти – только для своих.

В целом же, если не вдаваться в литературоведение и не стремиться к точной идентификации всех героев, роман представляет интерес для самого широкого круга читателей. Те, кто любит криминал, - найдут там криминал. Те, которым дорога детективная подоплека, - получат свой детектив. И любовные коллизия там есть, и технические подробности, и краткий ликбез для чайников, и ставшая уже для многих родной, а для остальных оставшаяся экзотикой, но никого пока не оставляющая равнодушной, - виртуальная реальность. На эту тему можно писать хоть левой задней ногой по диагонали - все равно читать будут. А уж если написано грамотно и местами даже сильно - успех обеспечен. Правда, как заметили некоторые критики, хороший редактор произведению все-таки не помешал бы.

Действительность, описанная в романе "Танцор", представляет из себя нечто среднее между нашим миром с его повальным, но неглубоким увлечением Интернетом и зарождающимися на Западе играми типа "Бегущий человек", и тем, что описан в "Лабиринте отражений" - практически полное погружение некоторых членов общества в виртуальную реальность.

В том мире, который описывает Сергей Лукьяненко, абсолютно случайно была создана программа, которая переводила человеческое восприятие на абсолютно другой уровень: вместо не слишком реалистичных компьютерных картинок человек воспринимал вторую действительность – Глубину (виртуальную реальность, практически неотличимую от реальности настоящей. Только лучше).

"Компьютерные сети позволяли общаться людям по всему миру. Но это был просто обмен строчками на экранах..., в лучшем случае - рядом с нарисованной рожицей собеседника. Подлинная виртуальность требовала слишком мощных компьютеров, неимоверно качественных линий связи, титанического труда миллионов программистов," - в этом отрывке вполне угадывается сегодняшнее состояние Интернета. Но вот приходит программист, который создает маленькую программку для медитации за компьютером, и все разительно меняется.

Первым в новую реальность попал – совершенно случайно – "один украинский паренек". Он посмотрел десятисекундный ролик, ничего интересного там не увидел, пожал плечами и сел играть в Doom. И попал в игру. Так и начался Диптаун – Город в Глубине, где происходит действие романа Лукьяненко, лишь изредка перемещаясь в реальный Петербург.

В виртуальном пространстве люди работают, отдыхают, знакомятся, влюбляются, расстаются, играют, общаются – все почти как┘ хочется сказать, почти как у людей. Потому что в романе действуют уже все-таки не совсем люди, а нечто большее: многоликие и бессмертные. По крайней мере, смерть в Диптауне не означает смерти в реальном мире – захочешь и вернешься. Собственно, именно появление оружия третьего поколения, которое убивает и в Глубине, и в реальности, стало завязкой продолжения "Лабиринта отражений" - романа "Фальшивые зеркала". В этом романе выясняется, что смерть в реальном мире теперь совершенно не обязательно влечет за собой смерть в мире виртуальном. Полное торжество виртуализации! Ты умер, но виртуал твой живет!

А впереди еще такой массовый беспредел, как изобретение в Глубине компьютеров с выходом в виртуальный Интернет. Потом следующий Дима Дибенко создаст очередную дип-программу – и готова третья реальность. Потом четвертая, пятая, шестая – до бесконечности. Интересно, как эти реальности будут называться? Самое любопытное, что Лукьяненко писал роман, совершенно не имея представления об Интернете.

Лукьяненко – мастер динамических сюжетов. Ощущение такое, что герой все время бегает, стреляет, ныряет, выныривает, спасает и спасается. А в промежутках между погонями и стрельбой заводит роман и пьет виртуальное пиво, вылезая в реальность только пописать.

В интернет-магазине "оЗон" "Лабиринт отражений" назвали настольной книгой российских хакеров. Погорячились, конечно. Я все-таки лучшего мнения о наших хакерах. А вот у кого эта книга должна быть настольной – так это у юных эскапистов, которым имеющаяся реальность настолько активно не нравится, что они готовы сбежать куда угодно, хоть к чудовищам инопланетным, хоть к эльфам, оркам, льву Аслану, в Фидо, в виртуальную реальность – куда угодно.

Вот их-то как раз чаяния и надежды питают "Лабиринт отражений" и "Фальшивые зеркала". Ничего-ничего, вот пройдет еще немного времени, изобретут такую программку, и уж мы-то в этой реальности и минуты лишней не задержимся, сразу строем ломанемся в виртуальность – наверное, примерно так они и думают. То есть, я бы на их месте думала именно так.

Недавно Лукьяненко в соавторстве с читателями закончил на "оЗоне" книгу "Прозрачные витражи", являющуюся не продолжением серии, а неким ответвлением в сторону – с происходящими в первых двух книгах событиями сюжет почти не пересекается. Говорят, что Владимир Васильев, известный своим пристрастием к компьютерному антуражу, не то продолжил, не то обыграл сюжетные ходы "Лабиринта" в своем романе "Сердца и моторы". Я, честно говоря, за что купила, за то и продаю – этот роман не читала.

Если российские авторы пытаются писать о виртуальных реальностях и о том, куда эти виртуальные реальности могут и будут развиваться, то наш реальный мир, все же, движется куда-то в сторону Уильяма Гибсона. Чтение и писание новостей меня все больше в этом убеждают.

На реальной Поверхности - мрачный мир крупных корпораций, небо цвета выключенного телевизора, крутые киберковбои в зеркальных очках, кожаных куртках и с сотнями мегабайт информации в башке, наркотики и пустое существование миллионов людей. В виртуальной Глубине - цветут розовые сады, разливаются чудные ароматы, поют птицы, все люди богаты, молоды, здоровы, красивы и счастливы - благорастворение воздухов, да и только.

Только на горизонте маячат одетые в черный лед башни корпораций, а проезжающий по проспекту Гибсона мотоциклист в очередной раз задается вопросом: "Ну кто же такой все-таки этот Гибсон?"

Обсудить в форуме (Сообщений : 27)

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ
Владимир Тучков. "Танцор" (levin.rinet.ru/ruletka/Ruletka375.html) Официальная страница Сергея Лукьяненко (www.rusf.ru/lukian/) Библиография Уильяма Гибсона (www.slip.net/~spage/gibson/biblio.htm) Сергей Лукьяненко. "Лабиринт отражений" (www.lib.ru/LUKXQN/labirint.txt) Сергей Лукьяненко. "Фальшивые зеркала" (www.lib.ru/LUKXQN/mirrors.txt) Сергей Лукьяненко. "Прозрачные витражи" (koi.ozon.ru/detail.cfm/ent=11&id=16659) Владимир Васильев. "Сердца и моторы" (www.lib.ru/WASILXEW/hear_eng.txt) William Gibson. Neuromancer (www.lib.ru/GIBSON/neuromancer.txt) William Gibson. Johnny Mnemonic (www.lib.ru/GIBSON/j_mnem.txt)

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
Индиец написал электронный роман для любителей читать чужие письма - 11.04.01
Скандальный роман Баяна Ширянова изъят из продажи в "Библио-Глобусе" - 04.04.01
Самую знаменитую фразу "Низшего пилотажа" чуть не переврали - 30.03.01
Бумажный издатель Курта Воннегута подал в суд на электронного - 01.03.01
"Матрица" поимела тебя, теперь ты поимей "Матрицу" - 08.02.01
Книга "Российский Интернет накануне больших перемен" вышла после больших перемен - 23.01.01
Индийский интерактивный детективный роман с элементами политического триллера - 23.01.01
Новая игра в "охоту на человека" пройдет в Нью-Йорке - 17.11.00


Copyright © 2000-2002 Нетоскоп
www.netoscope.ru
Hosted by uCoz