Нетоскоп/Профиль недели/05.07.2001
http://www.netoscope.ru/profile/2001/07/05/2693.html
Настик Грызунова: "Сетью мы обязаны бородатым хиппи из Беркли"
Наталья Хайтина
nataly@netoscope.ru


5.07.2001

3 июля Настик Грызунова написала последний, 250 выпуск "Невода", обзорной рубрики "Русского журнала". Параллельно с "Неводом" Настик вела и продолжает вести интернет-темы в "Гранях.ру". До этого была колонка в "Вестях.ру", многочисленные публикации в других СМИ. Без преувеличения, Настик Грызунова - один из лучших журналистов в России, пишущих о Сети.

- В статьях ты всегда подписываешься как Настик. Как ты вообще записана в паспорте?
- Анастасия Борисовна Грызунова.

- Везде ли тебе удавалось подписываться именем Настик или какие-то издания были против?
- В "Известиях" редактор намекал, что неплохо бы называться по-человечески, и придумывал чудовищные мужские псевдонимы со ссылками на Жорж Санд. Но мы его победили - текста на четыре, по-моему.

- В своих статьях ты уделяешь много внимания различным аспектам законодательства, проблемам авторского права и т.п. Какие темы являются для тебе любимыми? Очерти их круг.
- Авторское право, проблемы законодательства, Microsoft с его бесконечным антимонопольным плачем - это спектакли просто. То есть, как правило, сюжеты, из которых легко делать литературу - которые сами по себе литература. Любимы другие вещи, конечно. Сейчас - peer-to-peer, open source. Любые симптомы децентрализации. Собственно, проблемы законодательства в моей слегка искаженной картине мира возникают постольку, поскольку любое регулирование и жесткие нормы препятствуют децентрализации. Идеально положение вещей, когда человек один, и все, что происходит вокруг, зависит только от него. И нет никакой надстройки, только шесть миллиардов таких вот систем, и в центре каждой - совершенно равноправные мозги шести миллиардов существ (более или менее идиотов, но это уже издержки). Собственно, поэтому p2p-системы завораживают - никакого контроля, два человека вступают в контакт по взаимному согласию, как взрослые люди, потом разбегаются. Свободная любовь, кстати, - вполне адекватная метафора для peer-to-peer. И вообще, всем этим - Сетью - мы обязаны, помимо американской военщины, бородатым хиппи из Беркли (скажем), но как-то сейчас об этом принято не помнить. P2p - это новая жизнь хипповской коммуны. Соответственно, симптоматичен совершенно ручной корпоративный Groove, к примеру, - хиппи тоже приручили в какой-то момент. Полное отсутствие контроля, к сожалению, преувеличение - BearShare вводит же рекламу в свой клиент, к примеру, а это требует мониторинга, и извне мониторить можно, что с успехом доказала Sony, но тем не менее.
Это с одной стороны. С другой - как Интернет меняет мозг. Я понимаю, что говорю, вероятно, банальные вещи, но все же - на самом деле, мы не знаем, с чем столкнулись. Легко и приятно говорить о том, как это что-то использовать - и это, наверное, тоже тема для дискуссий. Просто не очень интересно как-то. У меня был некоторый опыт работы в экологических организациях, и чему-то я там, видимо, научилась, как ни сопротивлялась. Есть прямой резон, прежде чем использовать среду, попытаться что-то про нее научиться понимать. А если учесть, что эта среда - система, основные компоненты которой - человеческие мозги, то придется понимать, что происходит с человеческими мозгами, вписанными в эту систему. Как минимум. Я туманно выражаюсь, поскольку я только getting there - как и все, вероятно.

- В каких экологических организациях и акциях ты принимала участие?
- Я работала в Центре независимых экологических программ переводчиком и - как это называется? - computer operator, что-то такое. Отправляла и получала электрическую почту, поскольку из десяти человек, которые там работали, получать почту умела одна дама, а отправлять - никто. Это не очень интересно. Плюс участвовала в нескольких экологических кампаниях протеста "Хранителей радуги": против строительства Одесского нефтетерминала (который так и не построили, не столько потому, что "Хранители" помешали, сколько потому, что стоимость этого проекта была сопоставима с годовым украинским бюджетом - а это был 94-й год), в какой-то еще, за безопасное уничтожения химического оружия, такой порыв на один день с приковыванием себя наручниками к дверям администрации президента. Еще была вялотекущая кампания протеста против высокоскоростной магистрали "Санкт-Петербург - Москва", но в ней я была почти бездействующей единицей и довольно быстро из нее выпала. Это все было такое сознательное приобретение опыта. То есть в Одессу я поехала с внятно сформулированным желанием посмотреть, что такое экологическая акция протеста. Мое любопытство удовлетворено.

- Принимала ли ты участие в каких-либо акциях протеста в Интернете?
- Нет. Мне теперь не очень близок это жанр. Иногда происходит нечто, что выводит меня из меня настолько, что мне хочется высказать что-нибудь виновнику происходящего, но, как правило, я в эти моменты в таком бешенстве, что ничего конструктивного сказать не могу, только материться, а это довольно беспомощно. Участие в акциях протеста требует спокойствия и красноречия.

- Ты работала когда-нибудь в офлайновом издании?
- Я работала в "Журнале.ру" - у него же вышло несколько бумажных номеров, так что его, в общем, можно считать бумажным изданием. Со всеми, естественно, оговорками.

- Чем отличается работа в онлайновых и офлайновых СМИ?
- Онлайн более гибок, конечно же. Технически: не стоит проблема жестких объемов текста, к примеру. Идеологически: множественность возможных мест публикации. Кроме того, когда текст сдается в сетевое издание, нет ощущения, что ты с ним расстался навсегда. То есть - не знаю, как сказать - сохраняется некоторая связь с ним, что ли. Бумажный текст - все равно что в камне выдолбленный, эдикты Ашоки такие. Если он плох, о нем лучше забыть, потому что изменить его нельзя. Если он хорош, о нем тоже лучше забыть, потому что он бесполезен. Большинство форматов в Сети предполагает возможность как минимум развития темы - и, соответственно, исправления ошибок, если это необходимо. За что, собственно, особенно любимы "Грани.ру" - за формат досье, за возможность бесконечного развития темы: разглядывать ее, из кубиков собирать, свободные ассоциации опять же.
Разговоры о большей оперативности сетевых СМИ не очень убедительны. Во всяком случае, когда "Лента.ру" публикует новость и ссылается при этом на газету "Ведомости", как-то разочаровываешься в гипероперативности онлайна.

- Ты любишь работать в коллективе или удаленно? Что ты вообще думаешь об утопических прожектах, согласно которым скоро вся работа станет дистанционной?
- Я четыре года с небольшим перерывом работаю удаленно. Подозреваю, что мои работодатели не сильно довольны результатом. При этом, поскольку я отсутствую, а технологии нам предоставляют массу возможностей для игры в прятки, построить меня они не в состоянии. То есть они пытаются, и я честно пытаюсь себя построить тоже - но это не всегда эффективно.

- За какую первую работу в Интернете ты получила деньги?
- "Журнал.ру" мне пытался что-то платить несколько последних месяцев работы там.

- В каких интернет-компаниях после "Журнала.ру" ты последовательно работала?
- "Журнал.Ру" - какой-то фриланс - вебмастер конкурса "Тенета-Ринет'98" - "Русский журнал" - "Лента.ру" - "Вести.ру" - "Грани.ру".

- О "Гранях". Какую нишу они занимают?
- Я полагаю, это издание для вменяемых людей, которые не в состоянии читать "Страну.ру".

- Кто читает "Грани"?
- Вменяемые люди, наверное. Для меня это всегда загадочный вопрос. Я никогда не понимаю, кто читает то, что мы пишем.

- Издание финансируется Борисом Березовским. Как работается под олигархами?
- Я занимаюсь своим делом и пишу о том, что меня интересует. И очень благодарна "Граням" за то, что у меня есть такая возможность.

- С какого года ты в Интернете?
- С 1993.

- Чем ты собиралась заниматься в жизни до Интернета?
- Этнографией еврейских общин. Я решила, что это не нужно понимать, а надо просто запомнить, потому что объяснить это обстоятельство я не в состоянии. Кроме того, я все равно до переквалификации не успела сделать в этой области ничего полезного.

- Есть ли у тебя личные интернет-проекты, домашняя страница?
- У меня не хватает времени на личные проекты. Домашней страницы тоже нет. Мне нечего сообщить о себе миру.

- Ты не пишешь в LiveJournal?
- Нет. Он меня раздражает. Наблюдение нескольких десятков умных людей, которые вдруг все одновременно начинают раздеваться, наводит меня на мысль о газовой камере. Что-то в этом есть нездоровое. То есть, сама система, идея изящна и прекрасна. Но участвовать - благодарю покорно. Я там вывешиваю заголовки новостей за день - результаты мониторинга, который делаю для "Ленты.ру".

- Ты предпочитаешь писать о западной Сети. Почему? От любви к кабинетной работе (не нужно общаться вживую, а только анализировать западные источники)? Или от того, что считаешь русский интернет-рынок пока эфемерным?
- Во-первых, меня не интересует рынок - меня интересует Интернет. Во-вторых, я понимаю, что происходящее сегодня на Западе повторится здесь года через два-три. Никакой национальной специфики я в упор не вижу - только некоторое запаздывание, вполне объяснимое. Принято считать, что для русской Сети игра в бисер характерна больше, чем для западной. Что вполне вероятно. В таком случае, "Буратинки", к примеру, - русский национальный проект.
Что-то такое есть в этом подходе и этом выделении себя из общей массы по национальному признаку от соборности и народности все же. Мне никогда не приходилось сталкиваться с самоосознанием Интернета в Великобритании как "британского Интернета" или во Франции - как "французского" (при всем параноидальном стремлении Франции защититься от вторжения иностранной культуры). Уж не говоря о Соединенных Штатах. Французским антифашистам для того, чтобы добиться исполнения их внутренних французских законов о запрете на распространение нацистской символики, приходится подавать в суд на американцев. Чтобы суд официально постановил, что французский юзер не имеет права видеть американские аукционы. Осмысленность действий как антифашистов, так и судьи под большим вопросом, но речь не об этом. Степень взаимопроникновения через вот такие пробоины - отношение к нацизму, например - осознается ими настолько, что они пытаются ограничить ее через суд. И судья пытается обязать сделать что-то такое американскую корпорацию - со ссылками на французское законодательство, естественно. Но снова не в этом дело - среда такова, что те, кому приходится принимать решения, как бедному Гомезу, видимо, кажется, что все подотчетны всем - обратная сторона исчезновения границ. Не говоря о том, что в Штатах, скажем, непостижимо понятие "массачусеттский Интернет". То есть я не вижу аналогов ни "русскому Интернету" - за исключением разве что Китая, - ни тем более какому-нибудь "ростовскому Интернету". Чудовищная местечковость такая: территориальная общность ощущается острее, чем полное отсутствие границ. Что у людей в головах? Чувство такое, что если Уфе, скажем, отрубить доступ ко всем ресурсам, кроме уфимских, она не осознает потери. Поскольку ее community у нее все же останется.
Кроме того, происходящее на Западе прямо влияет на Сеть в России - хотя бы потому, что она учится на западном опыте, а происходящее здесь на Запад не влияет никаким образом. Как китайские законодательные изыски только и способны, что потрясти китайских диссидентов и заставить слегка понервничать членов ВТО. Это, вероятно, и есть западничество в крайнем его проявлении. Запад - космическое пространство. А здесь - гетто.

- Никогда не было желания писать для западных изданий?
- Разные школы. Западный журналист, если он профи, должен жестко вписываться в формат. Не уверена, что я это умею.

- Какие журналисты являются для тебя авторитетом?
- Журналисты, которые репортеры, обычно не впечатляют. Аналитики: Джон Дворак, способный понять всех на свете Дэн Гиллмор, Тим О'Рейлли, Кен Олетта, Дэвид Плотникофф бывает очень хорош и вменяем, неимоверно прекрасна практически вся команда The Register. Смешно, да? Никого, кто писал бы по-русски.

- В каком издании ты хотела бы работать?
- The Register и New York Times.

- Если бы тебе предложили сделать свое издание, что бы ты сделала?
- Журнал "Контркультура", наверное. То есть, конечно, не так, тем более что "Контркультура" жива и прекрасна, но близко к тому.

- Смотришь ли ты телевизор? Как ты относишься к телевизору как к медиа?
- Я не смотрю телевизор. У меня его нет. И я его не люблю - он меня зомбирует. В нем картинки мелькают и всегда кто-то бубнит. Я перед телевизором стремительно тупею, как при игре в Minesweeper.

- Как тебе легче читается - с экрана или с бумаги?
- Сейчас с экрана, пожалуй. Но это в основном потому, что когда я с книгой, я чувствую себя виноватой из-за того, что отлыниваю от работы. А перед монитором сохраняется иллюзия того, что я делом занята.

- Интернет - сумасшедшая среда для работы и жизни. Дети вписываются в нее не очень. Как изменилась твоя жизнь с появлением ребенка?
- С появлением ребенка Интернет для меня стал основным средством сообщения с окружающей средой.

- Какими вырастут наши дети, родившиеся во время компьютеров и Интернета?
- Компьютеры тут не очень при чем, наверное. Железки и железки. Интернет - меняет, да. На самом деле, я не знаю. Но, может быть, с Сетью у них не будет ощущения, что они заперты. Что то, что они видят, они будут видеть всю жизнь, без вариантов, без возможности что-либо изменить.

- Мне всегда страшно спрашивать интернетчиков, чем они занимаются кроме Интернета. Потому как обычно ничем. Тем не менее - чем ты занимаешься кроме Интернета?
- Я, кажется, тоже не удивлю разнообразием. У меня случаются какие-то спазмы, когда я пытаюсь переводить что-то, но это происходит медленно и неправильно, поскольку небесные власти, кажется, лично для меня отменили свободное время.

- Есть ли у тебя какие-то особые предпочтения в железках, в технике?
- Неа, никаких. Компьютер должен работать. У меня есть теоретическое представление о том, что пора переходить на UNIX, наконец, но пока нет месяца относительно свободного времени, чтобы к нему привыкнуть.

- Совсем недавно ты перестала писать "Невод" - свою авторскую колонку в "Русском журнале". Кто будет новым автором "Невода"? Продолжишь ли сотрудничество с "Русским журналом"? "Невода" вообще не жалко?
- Я пока не знаю, кто будет автор. То есть я знаю, что происходят какие-то переговоры и прочие жесты в этой связи, но вряд ли правильно о них сейчас говорить. Единственное, в чем я совершенно уверена - что он будет хорош и внятен.
С "Русским журналом" - не знаю. Как сложится. Я люблю "Неткультуру" - в смысле, "но мне нравятся звери в твоем зоопарке", - но что-то подсказывает нам, что этот зоопарк скоро превратится в оккупированную территорию. Зоопарк в Манчжурии, короче.
"Невода" - не жалко. Я его пишу два с половиной года. Он, может быть, в последнее время был функционален и кому-то полезен, но мне самой от него никакого толку. Я на нем больше ничему не учусь. Поэтому скучно.

- Ты собираешься и дальше заниматься Интернетом?
- По всей вероятности. Тексты генерить.

Обсудить в форуме (Сообщений : 20)

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ
"Невод" (www.russ.ru/netcult/nevod/) Grani.ru (www.grani.ru) Раздел "Интернет" в старых Vesti.ru (old.vesti.ru/internet/) Авторская страничка в Zhurnal.ru (www.zhurnal.ru/staff/nastik.htm)


Copyright © 2000-2002 Нетоскоп
www.netoscope.ru
Hosted by uCoz